Пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Среди существующих социально-правовых проблем отдельного внимания заслуживают вопросы пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Как известно, Конституция Российской Федерации[32] (ч. 1 ст. 39) гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту. В соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации равенство прав граждан гарантируется без какой-либо дискриминации.

Что будет с пенсией, если ребёнку исполнилось 18 ещё в школе

Формулировка, которая предполагает, что дети могут получать пенсию до 18 лет или до более позднего возраста, если они учатся очно, выглядит вполне логично. Но до тех пор, пока человек не сталкивается с нюансами. Бывает, что ребёнку исполнилось 18 лет ещё в школе. В итоге он заканчивает её совершеннолетним и по логике теряет право на пенсию. Ведь если он пойдёт учиться очно, приказ о зачислении в учебное заведение будет выпущен ближе к сентябрю.

С 2022‑го для таких ситуаций в законе появилась поправка. Теперь, если ребёнку исполнилось 18 ещё в школе, ему всё равно будут платить пенсию до 1 сентября этого года. Так у него будет время поступить в учебное заведение и продолжить получать деньги уже на этих основаниях. Если он решит не продолжать обучение, с осени сумму начислять перестанут.

Как оформить пенсию по потере кормильца

После смерти кормильца гражданин или его представитель могут подать пакет документов лично в территориальный орган Пенсионного фонда России, в многофункциональный центр, либо по почте.

Также гражданин может подать документы в электронном виде через «Личный кабинет гражданина» на официальном сайте ПФР или через портал Госуслуг. Бланк на получение пенсии по потере кормильца также можно скачать на сайте ПФР.

В любом случае запрос гражданина должен быть рассмотрен в десятидневный срок со дня его подачи.

Обратите внимание! Каждый конкретный случай предполагает сбор индивидуального пакета бумаг. Если к заявлению приложены не все необходимые документы, то специалистами ПФР будут даны разъяснения, какие документы следует представить дополнительно. Если после этого получатель предоставит недостающие документы не позднее чем через 3 месяца, днем обращения за пенсией будет считаться день приема заявления.

Условия назначения пенсии по случаю потери кормильца

Условия назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца

Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другому члену семьи, который занят уходом за детьми кормильца в возрасте до 14 лет и не работает, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается в случае, если кормилец был застрахованным лицом. При этом не имеют значение продолжительность страхового стажа кормильца, причина и время наступления его смерти.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца не устанавливается: а) при полном отсутствии у умершего кормильца страхового стажа; б) в случае совершения лицом умышленного уголовно наказуемого деяния, повлекшего за собой смерть кормильца и установленного в судебном порядке. В обоих указанных случаях устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении (несмотря на то, что кормилец, будучи застрахованным лицом, мог иметь страховой стаж).

Тема: Пенсия страховая по потере кормильца

I. Нормативно-правовые акты1. Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном голосовании 12.12.1993 (ред. от 21.07.2014) // Российская газета.

№ 237. 1993. 2. Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». 1992. №3.3. Федеральный закон от 19.12.2016 № 415-ФЗ

«О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2021 и 2021 годов»

// Собрание законодательства Российской Федерации.

2016. №52 (Часть I). Ст. 7464.4. Федеральный закон от 19.12.2016 № 415-ФЗ

«О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2021 и 2021 годов»

// Собрание законодательства Российской Федерации.

2016. № 52 (Часть I). Ст. 7464.5. Федеральный закон от 29.12.2015 № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных

Есть категория лиц, которые могут претендовать на такую разновидность поддержки. Она положена:

Нетрудоспособным гражданам. К ним можно отнести:

  • Детей, а так же пасынков, не достигших совершеннолетия, и студенты;
  • Братьев, сестер, а так же внуков, ставших инвалидами до своего совершеннолетия;
  • Категория неработающих родителей. Это мачехи, отчимы, дедушки и бабушки, супруг, дети, братья и сестры. Однако в этом случае должно выполняться условие – необходим уход за родственниками погибшего (вплоть до наступления возраста в 14 лет).

К такой категории относят: мужа, жену, отца и мать кормильца, утративших такой вид дохода.

Уточнение:

  • нетрудоспособной супруге, которая повторно вышла замуж – продолжает начисляться данное пособие;
  • наличие не кровного родства, не служит основанием для отказа в помощи;
  • отчим будет получать подобные выплаты, если умерший в прошлом, не менее пяти лет пребывал на его попечении.
  • получать выплаты студент сможет, только лишь проходя обучение, и до наступления 23 лет. Но в случае, если он стал инвалидом с детства, ему будут гарантированы выплаты до момента выздоровления, либо до конца жизни.

Нужно заметить, что этот критерий обусловлен:

  • группой, к которой отнесен получатель;
  • собственно самой причиной смерти;
  • разновидностью назначаемого пособия.

Социальный вид пенсии:

Разновидность пенсии До апреля 2021 года С апреля 2021 года
Получатели, утратившие 1 кормильца 5606,17 руб. 5751,93 руб.
Утратившим обоих кормильцев

Дети, утратившие одинокую мать

Дети, родители которых неизвестны

11212,36 руб. 11503,88 руб.

Фиксированный базовый размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца с 01.02.2014:

Выплата средств родственникам умершего кормильца одной очереди осуществляется в равных долях.
Родственники второй очереди имеют право на получение средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего кормильца, только при отсутствии родственников первой очереди.
В случае отсутствия у застрахованного лица родственников эти средства учитываются в составе пенсионного резерва. При этом специальная часть индивидуального лицевого счета застрахованного лица закрывается.
Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из страховой части пенсии.
Размер страховой части пенсии по случаю потери кормильца рассчитывается как отношение размера страховой части трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности) умершего кормильца (установленного на день его смерти) к количеству членов семьи указанного кормильца, являющихся получателями данного вида пенсии.
Страховая часть пенсии, которая выплачивалась кормильцу, представляет собой отношение расчетного пенсионного капитала и времени дожития пенсионера в месяцах.
Расчетный пенсионный капитал – учитываемая в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу Закона «О трудовых пенсиях в РФ».
В пенсионный капитал, из которого считается страховая часть пенсии по старости, добавляются еще и «денежное выражение пенсионных прав застрахованных лиц», которая определяется, исходя из среднего заработка работника за год и трудового стажа на 1 января следующего года, или из любых 60 месяцев его трудовой деятельности.
Назначение пенсии, ее перерасчет, а также выплаты производит ПФР в соответствии с нормативными правовыми документами, по месту жительства лица обратившегося за пенсией, при смене места жительства, выплата пенсии осуществляется на новом месте пребывания.
В случае изменения количества нетрудоспособных членов семьи или категории получателей трудовой пенсии по случаю потери кормильца производится соответствующий перерасчет размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца.
Размер страховой части трудовой пенсии индексируется в следующем порядке:
1) при росте цен за каждый календарный квартал не менее чем на 6 процентов — один раз в три месяца с 1-го числа месяца, следующего за первым месяцем очередного квартала, то есть с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и с 1 ноября;
2) при меньшем уровне роста цен, но не менее чем на 6 процентов за каждое полугодие – один раз в шесть месяцев, то есть с 1 августа и 1 февраля, если в течение соответствующего полугодия не производилась индексация в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта;
3) в случае роста цен за соответствующее полугодие менее чем на 6 процентов – один раз в год с 1 февраля, если в течение года не производилась индексация;
4) коэффициент индексации размера страховой части трудовой пенсии определяется Правительством Российской Федерации, исходя из уровня роста цен за соответствующий период, и не может превышать коэффициент индексации размера базовой части трудовой пенсии за тот же период;
5) в случае, если годовой индекс роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации превысит суммарный коэффициент произведенной индексации размера страховой части трудовой пенсии в этом же году, с 1 апреля следующего года производится дополнительное увеличение размера страховой части трудовой пенсии на разницу между годовым индексом роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации и указанным коэффициентом.26
Дополнительное увеличение размера страховой части трудовой пенсии (с учетом ранее произведенной индексации указанной части трудовой пенсии) не может превышать индекс роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий.
Назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение (отделом социального обеспечения) в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией.
При смене пенсионером места жительства выплата трудовой пенсии, включая организацию ее доставки, осуществляется по его новому месту жительства или месту пребывания на основании пенсионного дела и документов о регистрации, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета. Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты этой пенсии, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Для получения суммы пенсии (части пенсии), начисленной пенсионеру и неполученной им в связи со смертью, член семьи должен представить следующие документы:

    заявление о выплате начисленной и неполученной пенсионером суммы пенсии (части пенсии);
    копию свидетельства о смерти пенсионера, удостоверенную в установленном порядке;
    документ о совместном проживании с умершим;
    документо родственны отношениях с умершим.27
Читайте также:  Расчет пособий по беременности и родам. Как оформить декрет в 2023 году

Куда обратиться за назначением пенсии?

Заявление о назначении пенсии можно подать в территориальный орган ПФР по своему выбору, либо в многофункциональный центр по своему выбору, либо по почте, либо через работодателя, с которым состоит в трудовых отношениях, с письменного его согласия.

При этом граждане, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по случаю потери кормильца, заявление о назначении пенсии подают в территориальный орган ПФР по месту жительства (пребывания, фактического проживания) в указанных районах (местностях).

Заявление может быть подано лично гражданином, которому назначается пенсия, его представителем. Также гражданин может направить заявление в форме электронного документа через «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Россияне, выехавшие на постоянное место жительства за пределы России и не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания в России, подают заявление непосредственно в Пенсионный фонд России (Москва, ул. Шаболовка, д. 4).

Актуальность темы исследования заключается в следующем.

Конституция провозглашает Россию социальным государством, которое может протянуть руку помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Например, бывает, что умирает сын-кормилец, оставляя без средств к существованию своих престарелых родителей, маленьких детей, жену, которая осталась с ребенком и не может работать. В таком случае государство поддерживает семьи, поддерживает их пенсией по потере кормильца, что не дает им опуститься за черту бедности, стать обездоленными, малообеспеченными. Существуют государственные и страховые пенсии по случаю потери кормильца. Государственная пенсия по потере кормильца относится к поддержке, оказываемой государством иждивенцам особых категорий граждан, которые служили с особым отличием, например, военнослужащим, космонавтам и т.п. Страховая пенсия по случаю потери кормильца — это передача нетрудоспособным членам собственной семьи их части страховой пенсии по случаю потери кормильца после смерти застрахованного лица в определенной ее части.

Кроме того, государство ставит образование как главную цель, поэтому студентам до 23 лет разрешено учиться на дневном отделении в университете и получать пенсию, то есть государство дает им возможность не работать, что показывает его гуманизм.

Актуальность проявляется не только в том, что пенсия по потере кормильца поддерживает уязвимые группы населения (детей, пожилых людей и т.д.), но и в плане реформы пенсионного законодательства.

Причиной реформы стали проблемы с финансированием пенсий. Пенсионная система стала зависимой от трансфертов из федерального бюджета, а также от слабого роста накопительного компонента

пенсионное обеспечение. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» принят в рамках реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. № 2524-р) и направлен на обеспечение постоянно действующих твердых гарантий надежности и стабильности пенсионной системы и, как следствие, повышение платежеспособности всех российских пенсионеров.

Многие граждане опасаются такой реформы, поскольку изменения в правительстве не всегда идут на пользу людям. Они боятся, что их пенсионные накопления сгорят, и они останутся без средств к существованию. У пенсионной реформы есть некоторые недостатки, а именно.

Суть нововведений заключается в создании нового порядка регулирования пенсионных прав граждан и порядка назначения страховых пенсий. По мнению законодателя, данное регулирование должно позволить полностью выполнить пенсионные обязательства, обеспечив при этом финансовый баланс пенсионной системы и создав стимулы для пенсионной системы.

Изменения в законодательстве коснулись и такого важного инструмента государства, как пенсия по потере кормильца, которая позволяет людям, оказавшимся в трудной ситуации после потери близких, не остаться без средств к существованию. Законодатели обещают, что эта пенсия увеличится на 5 процентов, но только время покажет, уменьшится ли она в будущем.

Целью работы является изучение правового регулирования пенсии по потере кормильца, поиск проблем и путей их решения.

Задачи работы заключаются в следующем:

1. изучить понятие и основные черты пенсионной схемы как одного из видов социального обеспечения.

2. раскрыть правовые особенности обеспечения по старости в случае потери кормильца.

3. раскрыть информацию о государственной пенсии по случаю потери кормильца.

Изучить аннуитеты выживания.

5. для выявления юридических проблем, возникающих в связи с реализацией законных прав.

Предметом работы являются правоотношения, складывающиеся в процессе правового регулирования пенсий по случаю потери кормильца.

Предметом работы является действующее законодательство, складывающееся в процессе правового регулирования пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца.

Правовые особенности пенсии по случаю потери кормильца

Правовые особенности пенсии по случаю потери кормильца заключаются в большом количестве нормативных правовых актов, регулирующих данный правовой институт.

Верхний уровень — это нормы международно-правовых норм: Нормы международно-правовых норм при ратификации имеют приоритет над национальным законодательством, однако в настоящее время наблюдается тенденция к сокращению количества нормативно-правовых актов, регулирующих данный правовой институт. Международные правовые нормы при ратификации имеют приоритет над национальным законодательством, однако в настоящее время наблюдается тенденция к снижению их роли, чего быть не должно.

Среди важных международно-правовых документов можно назвать следующие.

Во-первых, Декларация 1948 года, которая провозглашает, что «Каждый человек, как член общества, имеет законное право на социальное обеспечение и имеет право на осуществление, путем национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии с организацией и ресурсами каждого государства, экономических, социальных и культурных прав, необходимых для поддержания его достоинства и свободного развития его личности» (Статья 22). Статья 25 Декларации устанавливает законное право людей на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, старости или иного отсутствия средств к существованию по независящим от них обстоятельствам.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, являющийся продолжением Декларации 1948 года, был принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года (далее: Пакт). Государства-участники Пакта признают «законное право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование, и на достаточный жизненный уровень и на непрерывное улучшение условий жизни».

Статья 39 Конституции Российской Федерации «гарантирует каждому социальное обеспечение по старости, болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом».

Конвенции Международной организации труда — это многосторонние международные договоры, которые становятся юридически обязательными для государств-членов Международной организации труда, если они соблюдают процедуры, установленные национальным законодательством. Рекомендации Международной организации труда, как следует из их названия, не создают юридических обязательств для этих государств. Как правило, они дополняют и уточняют принятые конвенции Международной организации труда. В то же время нельзя отрицать, что даже те документы Международной организации труда, которые не являются юридически обязательными, оказывают значительное влияние на правовые акты государств-членов Международной организации труда.

В качестве примера можно привести Конвенцию № 128 от 29 июня 1967 года «О пособиях по инвалидности, старости и потере кормильца», который регулирует назначение и выплату пенсий.

Статья 36 Конвенции Международной организации труда № о минимальных нормах социального обеспечения определяет виды пособий в случае полной или частичной потери трудоспособности пострадавшего и в случае потери кормильца. Единовременное пособие и ежемесячная страховая выплата также выплачиваются лицам, имеющим установленное законом право на компенсацию в связи со смертью кормильца. Размер единовременного пособия равен максимальной сумме, установленной законом, а размер ежемесячного страхового пособия рассчитывается исходя из среднемесячного заработка застрахованного лица за вычетом части, приходящейся на него и его иждивенцев, которые являются трудоспособными, но не подлежат обязательной страховке. Ежемесячные пособия индексируются в соответствии с инфляцией. Коэффициенты и частота индексации определяются правительством страны.»

«В случае причинения вреда здоровью в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания обеспечение предоставляется без ограничений всем гражданам, включая иностранцев и лиц без гражданства.

  1. Конституция Российской Федерации». (принят на референдуме 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ. -2014. -N.31.-Статья 4398.
  2. Всеобщая декларация прав человека 1948 года// Российская газета.-1998.-10 декабря.
  3. Международный пакт от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах»// Бюллетень Верховного Суда РФ.-N.12.- 1994.
  4. Конвенция N 102 Международной организации труда «О минимальных стандартах социального обеспечения»//Консультант Плюс
  5. Конвенция N 128 Международной организации труда «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца» (заключена в Женеве 29.06.1967) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 — 1990. т. II. Женева: Международное бюро труда, 1991. -С. 1531 — 1552.
  6. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015) «О государственной пенсионной системе в Российской Федерации»//Российская газета.- N 247.- 2001.-20 декабря.
  7. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О страховых пенсиях»// Российская газета.- N 296.- 2013.- 13 декабря
  8. Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 19.11.2015) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»// Российская газета.- N 247.- 2001.-20 декабря
  9. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // Собрание законодательства РФ. — 2002. -№ 46 — ст. 4532; Собрание законодательства Российской Федерации. -2016. -N 1 (часть I).-.Ст. 13
  10. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016) // Собрание законодательства РФ. — 1994.- № 32.- Ст. 3301; Собрание законодательства РФ.- 2016.-N.5.- Ст. 559.
  11. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.-1996.-№1.-Статья 16.; Собрание законодательства Российской Федерации.- 2016.-N 1 (часть I).-Статья 77.
  12. Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1(ред. от 04.11.2014, с изм.от 14.12.2015) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной власти, и их семей» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. -1993. n. 9. статья 328.
  13. Приказ Генпрокуратуры РФ от 04.12.2009 N 374 (ред. от 16.12.2014) «Об утверждении Инструкции об организации пенсионного обеспечения работников органов и организаций прокуратуры и членов их семей»// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.- N 9.-2006.- 27 февраля.
  14. Приказ ТТС России от 07.04.2010 N 708 (ред. от 20.11.2014) «Об утверждении Инструкции о порядке оформления и представления документов для выплаты пенсий, пособий, компенсаций и иных выплат пенсионерам таможенных органов Российской Федерации и членам их семей»// Таможенный вестник. -N 6. -2010
  15. Приказ Следственного комитета Российской Федерации от 29.11.2011 № 152 «Об утверждении Временной инструкции об организации пенсионного обеспечения сотрудников Следственного комитета Российской Федерации и членов их семей»// Консультант Плюс.
  16. Приказ МВД от 27.05.2005 N 418 (ред. от 04.04.2011). «О принятии Указа об организации пенсионного обеспечения в Министерстве внутренних дел Российской Федерации» (Представлен Минюстом РФ 11.07.2005 N 6782)// Консультант Плюс.
  17. Приказ ФСКН России от 09.01.2008 N 2 «Об утверждении Порядка назначения и выплаты государственных пенсий, пособий и компенсаций лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и их семьям» (Зарегистрировано в Минюсте России 11.02.2008 N 11137)// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. -N 24.-2008.-Июнь 16.
Читайте также:  Френдзона: есть ли дружба между мужчиной и женщиной?

О причинах прекращения выплаты пенсии по потере кормильца

  1. Баранов, Д. П. Адвокатское право. Адвокатская деятельность и адвокатура в России / Д.П. Баранов, М.Б. Смоленский. — М.: Дашков и Ко, 2014. — 368 c.
  2. Соколова Э. Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований; Юриспруденция — Москва, 2009. — 264 c.
  3. ред. Кофанов, Л.Л. Институции Юстиниана; М.: Зерцало, 2013. — 400 c.
  4. Червонюк, В. И. Теория государства и права / В.И. Червонюк. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 704 c.
  5. Настольная книга судебного пристава-исполнителя. — М.: БЕК, 2014. — 752 c.

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Предмет — трудовые пенсии по случаю потери кормильца

Цель исследования — изучить и систематизировать вопросы пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

  • раскрыть определение термина трудовые пенсии по случаю потери кормильца;
  • выделить основные условия предоставления пенсии и категории граждан, имеющих право на данный вид пенсии;
  • исследовать основные документы, необходимы для назначения пенсии данного вида;
  • проанализировать структуру, размер и порядок начисления пенсии по случаю потери кормильца.

Теоретическая значимость данного исследования состоит в обобщении научного знания по данной проблеме. Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности.

Работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе изучаются пенсии по случаю потери кормильца, во второй главе — порядок их начисления и выплаты. В заключении делаются выводы по теме работы.

Условия назначения пенсии по случаю потери кормильца

Условия назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца

Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другому члену семьи, который занят уходом за детьми кормильца в возрасте до 14 лет и не работает, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается в случае, если кормилец был застрахованным лицом. При этом не имеют значение продолжительность страхового стажа кормильца, причина и время наступления его смерти.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца не устанавливается: а) при полном отсутствии у умершего кормильца страхового стажа; б) в случае совершения лицом умышленного уголовно наказуемого деяния, повлекшего за собой смерть кормильца и установленного в судебном порядке. В обоих указанных случаях устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении (несмотря на то, что кормилец, будучи застрахованным лицом, мог иметь страховой стаж).

Правовые особенности пенсии по случаю потери кормильца

Правовые особенности пенсии по случаю потери кормильца заключаются в большом количестве нормативных правовых актов, регулирующих данный правовой институт.

Верхний уровень — это нормы международно-правовых норм: Нормы международно-правовых норм при ратификации имеют приоритет над национальным законодательством, однако в настоящее время наблюдается тенденция к сокращению количества нормативно-правовых актов, регулирующих данный правовой институт. Международные правовые нормы при ратификации имеют приоритет над национальным законодательством, однако в настоящее время наблюдается тенденция к снижению их роли, чего быть не должно.

Среди важных международно-правовых документов можно назвать следующие.

Во-первых, Декларация 1948 года, которая провозглашает, что «Каждый человек, как член общества, имеет законное право на социальное обеспечение и имеет право на осуществление, путем национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии с организацией и ресурсами каждого государства, экономических, социальных и культурных прав, необходимых для поддержания его достоинства и свободного развития его личности» (Статья 22). Статья 25 Декларации устанавливает законное право людей на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, старости или иного отсутствия средств к существованию по независящим от них обстоятельствам.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, являющийся продолжением Декларации 1948 года, был принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года (далее: Пакт). Государства-участники Пакта признают «законное право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование, и на достаточный жизненный уровень и на непрерывное улучшение условий жизни».

Статья 39 Конституции Российской Федерации «гарантирует каждому социальное обеспечение по старости, болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом».

Конвенции Международной организации труда — это многосторонние международные договоры, которые становятся юридически обязательными для государств-членов Международной организации труда, если они соблюдают процедуры, установленные национальным законодательством. Рекомендации Международной организации труда, как следует из их названия, не создают юридических обязательств для этих государств. Как правило, они дополняют и уточняют принятые конвенции Международной организации труда. В то же время нельзя отрицать, что даже те документы Международной организации труда, которые не являются юридически обязательными, оказывают значительное влияние на правовые акты государств-членов Международной организации труда.

В качестве примера можно привести Конвенцию № 128 от 29 июня 1967 года «О пособиях по инвалидности, старости и потере кормильца», который регулирует назначение и выплату пенсий.

Статья 36 Конвенции Международной организации труда № о минимальных нормах социального обеспечения определяет виды пособий в случае полной или частичной потери трудоспособности пострадавшего и в случае потери кормильца. Единовременное пособие и ежемесячная страховая выплата также выплачиваются лицам, имеющим установленное законом право на компенсацию в связи со смертью кормильца. Размер единовременного пособия равен максимальной сумме, установленной законом, а размер ежемесячного страхового пособия рассчитывается исходя из среднемесячного заработка застрахованного лица за вычетом части, приходящейся на него и его иждивенцев, которые являются трудоспособными, но не подлежат обязательной страховке. Ежемесячные пособия индексируются в соответствии с инфляцией. Коэффициенты и частота индексации определяются правительством страны.»

«В случае причинения вреда здоровью в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания обеспечение предоставляется без ограничений всем гражданам, включая иностранцев и лиц без гражданства.

Понятие пенсии по случаю потери кормильца, ее функции и виды

Обобщая смысл определений пенсии в современном пенсионном законодательстве, можно прийти к следующему выводу. С одной стороны, для пенсии по случаю потери кормильца действуют пять общих признаков, применимых ко всем видам пенсии: 1) периодичность выплаты; 2) выплата из ПФР или федерального бюджета; 3) государственно-правовой характер; 4) учет трудового вклада гражданина и социального фактора; 5) соизмеримость размера пенсии с заработком гражданина. В то же время пенсия по случаю потери кормильца занимает особое место в пенсионной системе. В первую очередь, это связано с тем, что если субъектами обеспечения пенсиями по старости или инвалидности являются граждане, достигшие пенсионного возраста, и инвалиды, то в пенсионном обеспечении по случаю потери кормильца появляется новый субъект обеспечения — члены семей, что влечет за собой возникновение специфических черт, присущих только данному виду пенсии. Таким образом, пенсии по случаю потери кормильца полностью отвечают таким признакам, свойственным пенсиям вообще, как периодичность выплаты, выплата из ПФР и федерального бюджета, государственноправовой характер. Однако при учете трудового вклада гражданина и социального фактора принимается во внимание трудовой вклад не самого получателя пенсии, а умершего кормильца. При этом социальный фактор касается получателей пенсии — членов семьи умершего кормильца. Как видно из изложенного, в пенсионном обеспечении по случаю потери кормильца речь идет о двух субъектах: 1) кормильце, которого на день решения вопроса о назначении пенсии уже нет в живых (либо он объявлен судом умершим или безвестно отсутствующим); 2) членах семьи умершего кормильца. При этом юридические факты как условия возникновения права на пенсию относятся как к самому кормильцу, так и к членам его семьи.

Читайте также:  Более 1,1 млн соотечественников вернулись в Россию по программе переселения

Можно ли одновременно получать страховую и социальную пенсию по потере кормильца?

Да, можно. Такое право установлено для некоторых категорий пенсионеров (выдержка из Статьи 3 Закона N 166):

  1. родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий). Им могут устанавливаться:
    • пенсия по случаю потери кормильца и страховая пенсия по старости (инвалидности),
    • или пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца),
    • или пенсия по случаю потери кормильца и пенсия за выслугу лет (по инвалидности);
  2. вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившим в новый брак. Им могут устанавливаться:
    • пенсия по случаю потери кормильца и страховая пенсия по старости (инвалидности),
    • или пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца),
    • или пенсия по случаю потери кормильца и пенсия за выслугу лет (по инвалидности);
  3. гражданам, указанным в подпункте 11 пункта 1 статьи 10 Закона N 166. К ним относятся нетрудоспособные члены семей граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы; граждан, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения). Им могут устанавливаться:
    • пенсия по случаю потери кормильца и страховая пенсия по старости (инвалидности),
    • или пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца);
  4. членам семей погибших (умерших) граждан из числа космонавтов-испытателей, космонавтов-исследователей, инструкторов-космонавтов-испытателей, инструкторов-космонавтов-исследователей. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и любая другая пенсия (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).

Все остальные категории получателей пенсии по потере кормильца могут получать либо страховую пенсию, либо социальную. Это делается по их выбору, либо ПФР назначает ту пенсию, которая выходит больше.

Структура работы: структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, теоретическую часть, заключение, список литературы.

1. Теоретико-технологические аспекты социального обеспечения граждан по потере кормильца в Российской Федерации

1.1 Пенсионное обеспечение: понятия, виды

В области пенсионного обеспечения установлены основания для получения пенсии, порядок исчисления трудового стажа, определены виды пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальная), порядок назначения и выплаты, исчисления и размеров пенсий, надбавок к ним, условия перерасчета, ответственность предприятия (организации) и граждан, порядок разрешения споров по пенсионным вопросам, определены источники финансирования пенсионного обеспечения граждан.

15 декабря 2001г. принят Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», периодически устанавливался минимальный размер пенсии по старости и порядок повышения других пенсий, а также порядок идентификации суммы заработка при назначении или при перерасчете пенсии, произведен перерасчет назначенных ранее пенсий, установлены надбавка к пенсиям, введена периодическая идентификация пенсий в связи с ростом инфляции и повышением стоимости жизни.

Определен порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, установлен размер пенсий, доклад к ним, порядок установления размеров денежного довольствия для исчисления пенсий, увеличение минимальных размеров пенсий, применения районных коэффициентов и пересмотра пенсий.

Пенсионная система как правовое понятие – комплексное образование. Совокупность ее норм регулирует в основном три различные по характеру группы общественных отношений. Первая группа – это отношение по формированию соответствующих пенсионных фондов, за счет которых выплачивается пенсии, и осуществляются иные пенсионные выплаты. Эта группа отношений составляет главным образом предмет финансового права в широком его понимании. Вторая группа – отношения по материальному обеспечению членов общества пенсиями и иными пенсионными выплатами. Это, по существу, пенсионное право, т.е. совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и тесно связанные с ними отношения. Третья группа — отношения по управлению и организации пенсионного обеспечения (предмет административного права). В праве социального обеспечения как отрасли российского права вторая группа норм – пенсионное право – занимает центральное место. Пенсионное право не без оснований рассматривается рядом специалитов-правоведов как подотрасль российского права социального обеспечения, имеющая относительно самостоятельный основной предмет правового регулирования – пенсионные отношения – и наиболее обширный массив правовых предписаний.

Пенсия — это ежемесячная выплата, которая назначается лицу пожизненно либо на длительный срок в связи с наступлением определенных обстоятельств и в тех размерах, которые соизмеримы с его прошлым заработком.

Общие вопросы установления, назначения и выплаты пенсий в настоящее время регулируются следующими базовыми нормативными актами:

Федеральный Закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

Федеральный Закон « О трудовых пенсиях в РФ».

Федеральный Закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».

Федеральный Закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

В соответствии с указанными законами пенсии подразделяются в зависимости от основания возникновения на них права на:

— трудовые пенсии – ежемесячные денежные выплаты в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии, либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц, в связи со смертью тих лиц. Данному виду пенсий посвящен Федеральный Закон « О трудовых пенсиях в РФ».

— пенсии по государственному пенсионному обеспечению – ежемесячные денежные выплаты, право на получение, которых определяется в соответствии с условиями и нормативными, установленными Федеральным Законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», и которые предоставляются гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленным законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленным законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Таким образом, общим признаком трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению является предоставление их гражданам в целях компенсации им заработной платы или иного дохода при наличии у них определенного стажа.

Кроме того, трудовые пенсии делятся на следующие виды в зависимости от обстоятельств, наступление которых дает право на пенсию (достижение соответствующего возраста, наступление инвалидности, смерть кормильца либо определенная д��ительность профессиональной деятельности):

— трудовые пенсии по старости (по возрасту);

— трудовые пенсии по инвалидности;

— трудовые пенсии по случаю потери кормильца.

В свою очередь пенсии по государственному пенсионному обеспечению по тому же основанию подразделяются на:

— пенсии за выслугу лет;

— пенсии по старости;

— пенсии по инвалидности;

— социальные пенсии.

Из всего вышесказанного следует, что пенсионное обеспечение – регулируемая законом совокупность общественных отношений по материальному обеспечению граждан пенсиями.

Пенсия — это ежемесячная выплата, которая назначается лицу пожизненно либо на длительный срок в связи с наступлением определенных обстоятельств и в тех размерах, которые соизмеримы с его прошлым заработком.

2. Пенсия по случаю потери кормильца

Конституцией Российской Федерации (принятой 12.12.1993 (ред. от 05.02.2014г.)) гарантируется социальное обеспечение по случаю потери кормильца (п. 1 ст. 39 Конституции РФ).

Потеря кормильца – это смерть или безызвестное отсутствие гражданина обеспечивавшего и содержавшего членов его семьи. Факт смерти обязательно подтверждается свидетельством, выданным органом ЗАГС, или устанавливается в судебном порядке согласно ст. 45 Гражданского кодекса РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 02.11.2013 № 302-ФЗ).

Законодательство выделяет следующие виды пенсий по случаю потери кормильца: социальная (Закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ») и трудовая (Закон «О трудовых пенсиях в РФ»).

Необходимо отметить то, что социальная пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным гражданам (п. 6 ст. 5 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ (в ред. от 02.07.2013 № 185-ФЗ) «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»), но есть исключения, например ч. 2 п. 2 ст. 9 Закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Согласно ст. 13 Закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» социальная пенсия по случаю потери кормильца назначаются в соответствии с нормами Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ (в ред. от 28.12.2013 № 427-ФЗ) «О трудовых пенсиях в РФ».

2.1 Технология начисления, назначения пенсии по случаю потери кормильца

Обозначим условия назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

В случае безвестно отсутствующего кормильца, отсутствие которого удостоверено в установленном порядке, его семья приравнивается к семье умершего кормильца (п. 1 ст. 9 Закона «О трудовых пенсиях в РФ»).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *